Тема: Урок риторики

Во многих школах ведется через пень колоду предмет риторика. А вот проку от таких занятий мало?! Особенно, если этот час стоит во второй половине дня. Дети устали. Педагог тоже. Как же решить эту проблему? Ведь риторика жизненно необходима для школ. В жизни тоже пригодится.Что думают по этому поводу наши коллеги? Поделитесь мнением. Пожеланиями. Удачной находкой. Мыслями.
Автор: Чипенко Наталья Владимировна 
1. Фоминых Елена Сергеевна, 07 апреля 2011 г. 9:07:26
у нас в школе риторика ведется весь год со 2 по 9 класс. Результаты есть! В некоторых школах один педагог ведет данный предмет во всех параллелях и это очень удобно. и я как учитель - предметник чувствую результат изучения риторики. Ответы учащихся стали более интересными, эмоциональными, красивыми и правильными.
2. Чупин Валериан Дмитриевич, 07 апреля 2011 г. 16:31:31
В советской школе риторики не было и очень жаль.Многие стажисты не знают этой науки,а у нас говорящая профессия и риторику нужно знать.Я читал спецкурс для учащихся,ученики слушали, русисты(жарг.) ругали.Так и работал.Успокоились,когда курс опубликовали в толстом педагогическом журнале. А. Ф. Лосев пишет: «Входя в аудиторию, я много раз наблюдал сонное и как бы усталое выражение лиц у студентов, унылое и безрадостное их ощущение, безотрадную скуку, но когда я становился на кафедру и начинал говорить, то часто замечал, что лица у студентов становятся живее, что на унылом лице моих слушателей появляется вдруг знающая улыбка. В аудитории вместо мертвой тишины возникает какой-то творческий шумок, вспыхивают вдруг желания высказываться, поделиться, задать вопрос, появляется задор, веселая мысль».
3. Иванов Иван Иваныч, 09 апреля 2011 г. 8:41:21
На 2:
В советской школе было УПК! И нас, по крайней мере, учили инструментом пользоваться, на станках работать. И желающие на летних каникулах могли постоять месяц-другой за станком, чтоб не клянчить денег у родителей на кроссовки, джинсы, магнитофон.
А сейчас откроешь учебный план... Математики-физики и т.д. все меньше, а вот наук по "сотрясанию воздуха" - все больше (извините, если кого обидел - но это МОЕ мнение). И для того, чтобы спрогнозировать, что нас ждет ЗАВТРА (когда очередное поколение начнет свою трудовую деятельность), ума особого не надо - достаточно поглядеть учебный план СЕГОДНЯ. И будем мы наблюдать на экранах новые "говорящие головы", которые будут красиво излагать старые истины о модернизации и развитии.
4. Никитюк Татьяна Валерьевна, 11 апреля 2011 г. 17:56:55
Хорошо говорящих людей, если честно, становится все меньше и меньше, потому что нас старательно переводят на письменные формы контроля - ЕГЭ по литературе требует определенных знаний и умений, но среди них нет умения устно выражать свои мысли. А это, согласитесь, не так и худо и для физика-математика. В аспирантуре мы слушали лекции по математическому моделированию у человека, который навыками общения не владел: он только здоровался с нами и начинал писать формулы на доске, комментируя их себе под нос. До сих пор наука эта для меня осталась загадкой, хотя какие-то задачи я даже решила сама.
А вот за преемственность в риторике бьюсь со всеми начальниками, доказываю, что начинать и бросать курс нельзя, пока счет не в мою пользу. Зато те дети, которые прослушали последовательно курс хотя бы несколько лет успешны в разных областях, потому что научились пользоваться риторическим инструментарием.
Сама пользуюсь уроками Дмитрия Устинова, их, конечно, приходится адаптировать для детей, но его иллюстрации для них более актуальны, чем предложенные когда-то Т.А. Ладыженской. Если есть такая возможность, то риторику нужно изучать небольшими группами, чтобы каждый ученик на уроке мог говорить. И еще важно чередовать теорию с практическими занятиями, лучше, если с видеокамерой или диктофоном, они учат преодолевать страх перед аудиторией (а он, говорят, сильнее страха смерти у некоторых).
5. Чупин Валериан Дмитриевич, 11 апреля 2011 г. 20:05:56
Иван Иваныч,в советской школе учили хорошо точным наука.Это признано во всем мире, а вот с гуманитарным образованием были слабоваты.
6. Чипенко Наталья Владимировна, 12 апреля 2011 г. 13:11:34
Валерий Дмитриевич! Здравствуйте!Я понимаю, что риторика нужна, но как выйти из положения: 9 урок в расписании, примерно после 15.00. дети просто не могут отвечать, а уж говорить. Что можно придумать в этом случае?
7. Чупин Валериан Дмитриевич, 12 апреля 2011 г. 16:32:11
Наталья Владимировна,столько уроков по расписанию просто не может быть.Никак.
8. Никитюк Татьяна Валерьевна, 12 апреля 2011 г. 18:20:13
Да-да, Наталья Владимировна, как это у Вас 9 уроков стали возможными? У нас изредка возникающие седьмые-то вызывают выговоры директору и завучу.
9. Чипенко Наталья Владимировна, 28 апреля 2011 г. 17:09:18
Здравствуйте, Татьяна Валерьевна! Вот-вот никто ни за что не отвечает, а админы ...слов нет. веди через "не могу"... так что это плохо, ведь "говорить" надо учить детей, в первую очередь, а то совсем станем, как Людоедка -Аллочка. Уроки интересные и познавательные, я же не могу и не хочу делать во зло, поэтому чисто формально: ознакомление с темой, пара вопросов, сама с собою разговариваю, вот так-то. Дети просто измочаленные все, так и живем.А какие меры примешь, админы всегда правы даже, если неправы.. Диалектика души и вой от того, что совсем никому ничего нельзя доказать, а и нужно ли?
10. Чипенко Наталья Владимировна, 28 апреля 2011 г. 17:16:12
Валерий Дмитриевич, может быть и побольше, эти уроки считаются во второй половине дня, тк школа полного дня...
11. Никитюк Татьяна Валерьевна, 29 апреля 2011 г. 18:36:03
Мои уроки риторики - последние в смене для пятиклассников, школа у нас односменная, т.е. с 8.00 дети внимали и внимали, а потом на 6 уроке еще и поговорить надо! Чтобы как-то расшевелить, уроки начинаю с артикуляционных разминок,смешных, легких. Дети с удовольствием бубнят, шипят, свистят, считают Егорок. Уже почти не стесняются "вращать дудочку", с удовольствием смеются надо мной, когда я вместе с ними надуваю щеки и таращу глаза. Главное, чтобы кабинет был хорошо проветрен и освещен. Потом включаю (включала, пока не сгорел проектор ;( ) видеоряд или картинки, которые настраивают на восприятие темы.
Да, на само изучение темы времени остается мало, но, главное, сама тема в головах остается, и дети не разбитыми корытами от меня уходят.
Многое из этого я использовала и тогда, когда работала со взрослой аудиторией. А риторику я читала для производственников после их и моего рабочего дня - с 18 до 20. За 10-20 минут разбудить людей можно, не скажу, что это легко.
12. Чипенко Наталья Владимировна, 29 апреля 2011 г. 23:18:29
Здравствуйте, Татьяна Валерьевна!Спасибо за информацию. А как у Вас построен урок, ведь не только разминка, далее нужно давать сложную тему. У меня дети любят рисовать и музыкальные мелодии, пьесы и тп - может от этого оттолкнуться? посоветуйте.
13. Чипенко Наталья Владимировна, 29 апреля 2011 г. 23:20:21
Татьяна Валерьевна, не поняла насчет "т.е. с 8.00 дети внимали и внимали", поясните мне, пожалуйста.
14. Чипенко Наталья Владимировна, 30 апреля 2011 г. 23:50:17
Татьяна Валерьевна, написала Вам о риторике. Поделитесь опытом. С уважением Наталья.
15. Никитюк Татьяна Валерьевна, 01 мая 2011 г. 18:10:52
У нас смена начинается с 8.00, а уроки риторики ставятся последними, чаще всего шестыми. Дети на уроки приходят уставшие, поэтому мне понятны Ваши проблемы по "реанимации аудитории". Всю теорию стараюсь схематизировать, сжать в опорный конспект. На начало урока даю домашнее задание, а объяснение материала - объяснение домашнего задания. Специально подбираю примеры посмешнее, спасибо Дмитрию Устнову, из его уроков риторики многое беру. Многие темы дети раскрывают через изготовление газет. Например, тему "Заголовки" мы брали через изготовление макета газетной страницы с заголовками разных типов. Любой проект защищаем перед классом. Беру отрывки из спектаклей, "Ералаша", разных фильмов, чтобы продемонстрировать определенное явление. Очень страдаю от фильтров, которые не пускают на Майл-видео, на Ру-тьюб, даже на "Культуру", поэтому всё делаю дома заранее. Инсценирование дети очень любят, но его обязательно нужно анализировать для класса, не оценивать, а именно анализировать: показано ли изучаемое явление, как показано, в чем исполнители правы, в чем ошибаются. Да, еще у нас есть телевизор - специальная рамка, через которую, как с экрана, дети представляют свои речи. В одном классе, правда, не могу двух девочек уговорить выступать индивидуально - очень они боятся одноклассников. Пробовала видеозапись, но многие стесняются, да и нужно или специально оборудовать кабинет или приглашать оператора - одновременно снимать и вести урок невозможно.
16. Чипенко Наталья Владимировна, 02 мая 2011 г. 1:15:22
Здравствуйте, Татьяна Валерьевна! Спасибо за ответ. Еще куча вопросов: как давать домашнее задание, если учебники выданы только для работы в классе?
17. Никитюк Татьяна Валерьевна, 02 мая 2011 г. 14:56:21
По учебникам домашнего не даю - та же проблема, что и у Вас, - книги только в классе. Зато даю задание посмотреть телвизор и найти изучаемое явление, делаю карточки-шпаргалки каждому или даю конспекы под запись, но коротенькие, чтобы был материал для памяти. Даю задание читать газеты, готовить выступления, сочинения-миниатюры для иллюстрации материала. Изучали аргументацию писали сочинение "Почему не нужно домашнее задание" с тремя-четырьмя аргументами. Иногда рисуем настроение или эмоцию. Сейчас выходим на проекты о своей семье. Дети очень любят инсценировки на дом, к концу года обрастаю реквизитом.
18. Чипенко наталья Владимировна, 02 мая 2011 г. 20:31:19
Здравствуйте, Татьяна Валерьевна! А что с музыкальным сопровождением? У меня есть информация, что есть кассеты? Еще бы купить, но где...Может самой подборку делать? Есть возможность,веселее станет на уроке. Спасибо за ответ. До связи.
19. Никитюк Татьяна Валерьевна, 03 мая 2011 г. 12:30:05
Я в музыке профан полный, поэтому пользуюсь ею редко, выбираю то, что нравится самой. Иногда беру для иллюстрации бардовские песни, потому что в них можно найти сюжетные в интересной речевой интерпретации. Для взрослых использовала песни Леонида Сергеева, для детей беру Никитиных.
20. Чипенко Наталья Владимировна, 03 мая 2011 г. 20:02:16
Спасибо, я вот осваиваю Чайковского - знаете многое подходит к урокам. например, описать настроение человека, нарисовать словесно, что услышали. Идет хорошо. Люблю музыку. Это мне помогает в работе. А начальные уроки без базы у школьников, как вызвать интерес, чтобы бежали на урок, пусть и по расписанию последний и нет сил...Я имею ввиду сентябрь.
21. Чупин Валериан Дмитриевич, 08 июня 2011 г. 16:56:28
3.А сейчас откроешь учебный план... Математики-физики и т.д. все меньше, а вот наук по "сотрясанию воздуха" - все больше (извините, если кого обидел - но это МОЕ мнение).
Действительно так,но сегодня слово единственное,чем можно воздействовать. «Слово — могучий деятель мысли и жизни. Слово поднимает умы и сердца, исцеляя их от спячки и тьмы. Слово двигает народными массами и есть единственная сила там, где, казалось бы, уже нет никаких надежд на новую жизнь.. » ЛОСЕВ. А. Ф
22. Никитюк Татьяна Валерьевна, 14 июня 2011 г. 15:34:29
Современная система оценки качества образования почти не предусматривает человека говорящего в качестве результата своей деятельности. Почти все дисциплины, ранее считавшиеся "устными", сегодня перешли в письменный вариант. Особенно это коснулось обществоведческих дисциплин, да и литература тоже больше требует написания, чем говорения. И такие редкие предметы, как риторика, МХК, позволяют детям и учителю на уроке выразить себя в слове, а не в крестике теста.
23. Чупин Валериан Дмитриевич, 24 июня 2011 г. 23:56:08
Кто мог понять теорию относительности, если бы А.Эйнштейну не удалось ясно и понятно изложить свою теорию.
24. Чупин Валериан Дмитриевич, 15 августа 2011 г. 9:39:31
Не идет тема.
25. Никитюк Татьяна Валерьевна, 15 августа 2011 г. 19:50:28
Предмет все решительнее вытесняется из учебного плана. Это потом, став взрослее, дети начнут понимать, что их обокрали или они сами себя обокрали, будут учиться позднее. Счастлив тот, кто понял, а вот коллег, не понявших и не принявших искусства красноречия, жаль :(
26. Ширинкина Людмила Григорьевна, 17 августа 2011 г. 2:11:09
А не предполагает ли риторика некоторую подмену понятий - умение красиво говорить (часто не о чем) и умение "понятно излагать теорию" (собственные мысли ученика)? Часто "компьютерные гении", обеспечивающие нас интернетом, не владеют устной разговорной речью. Пример: теща о зяте - я его уже лет 20 знаю, а за это время и сотни слов не услышала... (хотя мужик умнейший).
27. Никитюк Татьяна Валерьевна, 18 августа 2011 г. 18:15:19
Это, Людмила Григорьевна, не риторика предполагает, а те, кто ее заменяет демагогией - искусством управления (а точнее, манипулирования) толпой. А умение говорить ТОЧНО отражает умение точно мыслить. Думаю, что в услышанной сотне слов лишних не было.
28. Ширинкина Людмила Григорьевна, 22 августа 2011 г. 17:32:56
"Думаю, что в услышанной сотне слов лишних не было." - конечно, все слова абсолютно точные! На вопросы про компьютеры и интернет всегда получаю точный исчерпывающий ответ: 1) да, 2) нет, 3) я этим не занимаюсь...
Татьяна Валерьевна, Вы учите на риторике "умению точно мыслить и точно говорить", но если ВСЕ начнут понимать, что говорят имеющие власть... электорат испортится, а кому это надо. Кроме как лапшу на уши вешать - других способов управления не используется...
А если серьёзно - не во всех видах деятельности нужно проговаривать словами то, что собираются делать. Мышление - вещь сложная... одной риторикой не заменить.
29. Чупин Валериан Дмитриевич, 22 августа 2011 г. 18:20:54
Риторика — наука об ораторском искусстве, основа культуры публичной речи, уникальный опыт речевого воздействия на аудиторию, часть гуманитарного образования.
30. Никитюк Татьяна Валерьевна, 23 августа 2011 г. 15:23:13
Стах аудитории (страх выступать) для некоторых людей оказывается сильнее страха смерти, а риторика (если это не просто теория) позволяет этот страх преодолеть. Согласна с Валерианом Дмитриевичем: риторика - часть гуманитарного образования, но она же не менее важная часть общекультурного образования.
А вот Советская власть четко знала: кого к гуманитарному образованию пускать нельзя. Поэтому всем "бывшим" - потомкам дворян, священнослужителей, а также родственникам репрессированных дорога была в учителя точных наук. Именно поэтому, наверное, "рассадником" свободомыслия стал Политехнический ;)
31. Ширинкина Людмила Григорьевна, 23 августа 2011 г. 17:51:54
Про Советскую власть - согласна, от той промывки мозгов ещё нескоро народ в себя придет....
Кстати, одноклассник моей тети закончил семинарию, потом рассказывал, что вместе с ними партийный резерв учился риторике и прочим составляющим НОРМАЛЬНОГО гуманитарного образования. Но ни в каких их биографиях это не указывалось.
32. Никитюк Татьяна Валерьевна, 23 августа 2011 г. 22:07:18
Старшеклассникам на риторике, когда есть предмет, предлагаю смотреть выступления богословов и читать юристов-классиков, обязательно "отловом" риторических приемов и уловок, софизмов. Интересные наблюдения дети делают, некоторые учатся, иногда, правда, демагогии, а не риторике :( Но понимание воздействующей силы слова некоторым очень помогает в жизни.
33. Ширинкина Людмила Григорьевна, 24 августа 2011 г. 1:49:18
Про страх аудитории... На моем опыте - это последствия детской психотравмы, а не того, что меня не учили выступать.
Смотрю я на слушателей, понимаю, что никто из них матом меня не пошлет (даже про себя), и выступаю совершенно свободно... а перед некоторыми родителями даже один на один говорить не буду... Помню случай, когда мне было 3 года... эмоциональная память...
34. Чупин Валериан Дмитриевич, 26 августа 2011 г. 18:37:55
В высшей партийной школе преподавали риторику.
35. Чупин Валериан Дмитриевич, 26 августа 2011 г. 18:39:02
В старых словарях находил определение риторики, как науки о напыщенном пустословии.
36. Ширинкина Людмила Григорьевна, 26 августа 2011 г. 19:29:06
35 - Уточните, насколько старыми были словари? Интересно, к какой эпохе относится такое оригинальное определение.
37. Чупин Валериан Дмитриевич, 28 августа 2011 г. 9:18:32
Середина 20 века.У меня этот словарь унесли.
38. Ниронова Татьяна Борисовна, 29 августа 2011 г. 1:07:35
на 37:
http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7264
39. Чупин Валериан Дмитриевич, 29 сентября 2011 г. 19:19:55
Очень полезно показать элементы невербальной риторики(жесты).Посмотрите по телевизору выступления политиков.Видно,кто врет и не скроешь.
40. Ширинкина Людмила Григорьевна, 30 сентября 2011 г. 15:47:25
А в политике встречаются те, ко не врет?
41. Зорина Татьяна Владимировна, 30 сентября 2011 г. 17:58:45
Ну Вы и захотели! Жизнь и фантастика - вещи несколько разные.
42. Чупин Валериан Дмитриевич, 01 октября 2011 г. 1:31:37
Татьяна Владимировна,так мы рождены,чтоб сказку сделать былью.Раньше так пели.
43. Зорина Татьяна Владимировна, 01 октября 2011 г. 2:15:39
Вот именно, СКАЗКУ. А не слова политиков. Это вообще особый жанр: смесь фантастики,реализма, замешанного на интригах, плюс загадки, прогнозы и обещания.
44. Никитюк Татьяна Валерьевна, 01 октября 2011 г. 17:41:28
Правильно Уэллс сказал: кремлевские мечтатели. А вот о чем они мечтают, можно только догадываться. Может быть, о бочке варенья и корзине печенья... И ведь их мечты былью становятся, только размеры бочек и корзин, их количество увеличиваются, потому что выведен универсальный потребитель, он-то и нас кушает.
45. Чупин Валериан Дмитриевич, 02 октября 2011 г. 10:22:25
Сказка - это народная мечта.
46. Никитюк Татьяна Валерьевна, 04 октября 2011 г. 16:50:40
Это народная, а если сказка авторская? Чью мечту она воплощает? Для универсальных потребителей тоже сказки бывают.
47. Чупин Валериан Дмитриевич, 05 октября 2011 г. 7:30:45
Мы давно уже живём в обществе различных социальных мифов, в том числе и великих сказок о «великом прянике». Вспомните Лёню Голубкова , разве это была не прекрасная сказка: деньги крутятся и приносят доход, а счастливый вкладчик ничего не делает и живёт всё лучше и лучше, говоря: «Я не халявщик, я партнер»?
48. Чупин Валериан Дмитриевич, 23 октября 2011 г. 15:23:37
Наш внешний вид,наше тело может порой рассказать о нас больше, чем мы этого хотели бы. Язык тела способен выдать нашему собеседнику то, о чем мы думаем и чего боимся.Некоторые ученики от природы владеют этим.Это тоже риторика- невербальная коммуникация.
49. Никитюк Татьяна Валерьевна, 31 октября 2011 г. 19:15:37
Голос, мимика, поза - важные составляющие общения, тонки инструменты, которыми должен уметь пользоваться учитель. Не притворяться, не придумывать, не прятаться, а уместно использовать. Тогда нам поверят и пойдут за нами или с нами.
50. Чупин Валериан Дмитриевич, 30 декабря 2011 г. 15:36:51
В педагогических Вузах риторику изучают, что похвально.Смотрел диплом молодого специалиста,риторика в приложении есть.
51. Попова Елена Александровна, 30 декабря 2011 г. 19:19:47
Попова Елена Александровна!
Риторика в школе необходима, но к сожалению,её в рапмсании становится всё меньше. Вела риторику в разных классах, все дети воспринимают предмет очень хорошо, особенно старшеклассники. Любят такие формы работы как дебаты,любят создавть тексты в различных жанрах, спорить с философами, размышлять.
Наверное потому, что родители с ними мало разговаривают, они с таким желанием обсуждают проблему, только тема должна быть им близкой.
52. Букова Марина Андреевна, 09 января 2012 г. 14:28:03
я хоть и математик, но считаю, что риторика не то что в школе, но и в вузе просто необходима. полгруппы с корем попалам могут два слова связать! и это будущие преподаватели. все объяснение темы заканчивается "подставим эээ ну эту вот штучку сюда и получим вот это эээ нуу вот". разве это дело!?
53. Ширинкина Людмила Григорьевна, 09 января 2012 г. 17:45:35
Марина Андреевна, для математика = нормально. Когда я "заучилась" в студенческие годы и перестала говорить, мне объяснили, как отключаются речевые центры при перегрузках. Именно у математиков. Потом прошло.
54. Букова Марина Андреевна, 09 января 2012 г. 18:14:38
для математика, может быть, но не для УЧИТЕЛЯ математики
55. Чупин Валериан Дмитриевич, 14 января 2012 г. 12:35:11
Старшина обходит строй новобранцев.
- Так, у тебя какое образование?
- Семь классов!
- Хорошо!
- У тебя?
- МГУ!
- Чего мычишь, читать-то хоть умеешь?

56. Букова Марина Андреевна, 14 января 2012 г. 23:35:28
в точку! Валериан Дмитриевич
57. Чупин Валериан Дмитриевич, 17 февраля 2012 г. 16:47:24
Марина Андреевна,спасибо,но это анекдот.
58. Букова Марина Андреевна, 18 февраля 2012 г. 7:03:45
Валериан Дмитриевич=) я поняла. иногда анекдоты описывают все намного лучше, чем есть в реальности.
59. Чупин Валериан Дмитриевич, 18 февраля 2012 г. 15:04:45
Марина Андреевна,верно.Жаль они отражают нашу реальность.
60. Чупин Валериан Дмитриевич, 04 апреля 2012 г. 17:12:26
РИТОРИКА - не только уметь красиво говорить, но уметь и слушать и слышать.С последним совсем худо!Даже на ТВ.
61. Никитюк Татьяна Валерьевна, 09 апреля 2012 г. 16:58:26
На ТВ особенно. Там уже решено, что должно быть сказано, поэтому инакоговорящих затыкают в любом формате.
62. Чупин Валериан Дмитриевич, 09 апреля 2012 г. 19:18:13
Мне интересно, куда смотрят гуманитарии? Протестов не слышно.
63. Никитюк Татьяна Валерьевна, 29 апреля 2012 г. 19:22:56
Я гуманитарий. Очччень протестую! Спасибо, что хоть на гуру меня кто-то слышит!
64. Чупин Валериан Дмитриевич, 19 июня 2012 г. 17:27:29
Татьяна Валерьевна,а где Ваш протест?
65. Чупин Валериан Дмитриевич, 30 августа 2012 г. 16:07:27
Может быть, когда-нибудь, и мы будем жить лучше и мата станет меньше и риторика будет востребована.