Тема: ЕГЭ по физике.

Коллеги у меня возник вопрос. Почему продолжительность экзаменов такая разна, на математику отводится 4 часа, на физику 3,5 часа. Хотя задания по физики намного сложнее. Задания по математики в части А такие что, умение их решать обязательно используется в физических задачах. С1, С2 задания по математики можно решить за 5-10 минут, а для того чтобы решить задачи С по физике нужно 45 минут минимум. Мне обидно, что результаты по физике всегда хуже.
Автор: Кашаева Ольга Викторовна 
1. Блинова Марина Валерьевна, 07 июня 2009 г. 19:37:12
Скорость заданий части А-в среднем минута на задание,т.е. полчаса на эту часть(во всяком случае только эта быстрая проверка имеет смысл). В части В задания также не расходные по времени(при условии если дети готовы), основное время падает на часть С-это примерно 2,5 часа. Делим на шесть задач, в среднем по полчаса на задачу. Конечно, это для них маловато. Но не для счастья все делается. Поэтому вопрос о продолжительности экзамена повис в воздухе, как воздушный шарик. А результаты экзамена определяются не продолжительностью экзамена, а 2 часовой программой. И сколько угодно говори "электив" слаще не станет. Доживем до 15 июня- увидим.
2. Чупин Валериан Дмитриевич, 10 июня 2009 г. 20:19:31
Марина Валерьевна, посмотрите внимательно спецификатор и кодификатор к демоварианту.Там все по минутам расписано.
3. Кашаева Ольга Викторовна, 10 июня 2009 г. 20:20:56
Марина Валерьевна у меня нет таких учеников, которые решают задания А за 30 минут.В среднем 1,5 часа. Я согласна с Вами , что результат экзаменов зависит от часовой программы.
Но нас к сожалению никто не слышит. Я очень переживаю за учеников, из 76 выпускников физику сдают 32 человека.
4. Дьячкова Евгения Васильевна, 11 июня 2009 г. 5:06:36
Я не то что переживаю за своих учеников-у меня уже нервный срыв идет! Решаем кучу задач, все повторяем, полностью погружена в поиск новых задач, чтобы к каждой консультации приготовиться ( и это из года в год, хотя накоплено уже очень много всяческих задач). Вчера специально решили задачу до конечной формулы, я засекла время математического расчета. И пошло - первый расчет через 3 минуты - неправильно. В общем пока все пришли к единому результату прошло 10 минут. Согласитесь, в части С встречаются задачи с очень сложными математическими расчетами, которые занимают много времени. Я в конце концов сказала - решайте физически, останется время занимайтесь расчетами. Возможно это не совсем верное направление указала, но многие зацикливаются на расчетах, теряя время. В общем 15 июня с утра такой мандраж будет, но надо свою увереность передать ученикам, что мы все повторили, что они уже хорошо сдали по 2-3 экзамена, а разве мы хуже подготовились к физике? А потом недельное ожидание, с ежедневным бесчисленным терзанием компа, открыванием окна с ожидаемыми результатами, а потом спад этого напряжения и в отпуск!!!!Эх, как бы дожить бы, до ...
5. Блинова Марина Валерьевна, 11 июня 2009 г. 14:55:28
Валериан Дмитреевич! Все ещё раз по вашему совету все просмотрела. Но особенных ошибок в своих выкладках не нашла. Мои расчеты-это идеализация, + - допускается. Но благими намерениями.....
6. Блинова Марина Валерьевна, 11 июня 2009 г. 14:56:53
Извините! Нашла грамматическую ошибку.
7. Стрёмова Елена Вячеславовна, 11 июня 2009 г. 16:25:57
www.twirpx.com не знаю на сколько правдивые, но есть варианты за 2007 и 2008 год. А что касается времени, то для себя я приняла решение: учить (там где возможно) логически отсекать неверные ответы.
8. Дьячкова Евгения Васильевна, 11 июня 2009 г. 17:15:45
на 7
Конечно учим и всяким премудростям, которые увеличивают быстроту решения, в том числе и логическое отсечение неверных ответов.
9. Чупин Валериан Дмитриевич, 11 июня 2009 г. 20:04:34
Удивляюсь, как можно сравнять все категории школ и давать одни и те же задания для профильных и базовых школ, если в одних школах предмет ведется по углубленной программе, а в других - по общеобразовательной.
Вот методические письма,выдержки:
«Об использовании результатов единого государственного экзамена
2007 года в преподавании физики в средней школе»
Научный руководитель: Г.С. Ковалева, к. п. н., заместитель директора ФИПИ.
Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии
по физике к.п.н. М.Ю. Демидовой и к.п.н. Г.Г. Никифоровым
на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2007 года», размещенного на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru)
Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка не может обеспечить как усвоение необходимого объема знаний, так и формирование умения решать задачи по физике. Следовательно, группа учащихся, изучавшая физику на базовом уровне, не может продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
В соответствии с ФБУП физика может изучаться на базовом уровне (2 часа в неделю) или на профильном уровне (5 часов в неделю) и при этом не оговариваются «промежуточные» варианты – 3 или 4 часа в неделю.
Так, при обучении по двухчасовому базовому курсу физики можно лишь в точности следовать базовому стандарту предмета: познакомить учащихся с предусмотренным спектром физических явлений, обеспечить общекультурную подготовку в этой области знаний. Но при этом невозможно изучить все законы, необходимые для объяснения физических явлений, а, следовательно, невозможно обеспечить формирование умения решать задачи по физике (что базовый уровень стандарта и не предусматривает).
2. Следует обратить особое внимание на то, что с 2009 г. единый государственный экзамен полностью ориентирован на стандарт профильного уровня. По Федеральному базисному учебному плану профильному уровню изучения физики соответствует учебная нагрузка 5 часов в неделю в течение двух лет обучения. Методическое письмо
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

10. Дьячкова Евгения Васильевна, 12 июня 2009 г. 10:24:36
на 9
Спасибо Валериан Дмитриевич за напоминание о методических письмах. Но они результата не изменяют - ученики вынуждены выбирать физику, так как во многих ВУЗах она является одним из вступительных предметов. Причем независимо на основании какого недельного почасового плана изучался предмет. Да профиль выбран, но многие идут в него не на основании дальнейшего обучения в данном направлении, а на основании того, что другого профиля нет, либо не хочется переходить в другую школу, уходя из класса. Особенно это проглядывается в малых городах и поселках. И что делать не знаем, предупреждаем родителей, ведем беседы с детьми, но им надо и все! Вот и что будет нынче предсказать трудно.
11. Болдырева Татьяна Викторовна, 16 июня 2009 г. 0:20:36
Ольга Викторовна! Я математик и мне не понятно какие задания в части С ЕГЭ по математике ДЕТИ могут решить за 10 минут? Наверное, у вас какие -то уникальные дети? Я работаю в одном из лучших образовательных учреждений Саратова и подготовка по всем предметам осуществляется на высоком уровне. ЕГЭ по математике уже позади и рада тому, что в лицее нет двоек. А вот сегодня, как классный руководитель, я была с ребятами в ППЭ на экзамене по физике и видела какие измученные они выходили после этих 3,5 часов (температура воздуха в городе уже несколько дней выше 35 градусов). Самое удивительное, что сильные дети, на которых делает ставку наш учитель, выходили не просто растерянные, а потерянные от того, что уровень задач оказался в части С не по зубам даже учащимся физико- математического класса, у которых в неделю достаточно часов физики. А как быть тем, кто выбрал не тот профиль и сейчас должен сдавать физику при 2 часах в неделю? Им на экзамене и 5 часов не хватит. Верно?
12. Дьячкова Евгения Васильевна, 16 июня 2009 г. 10:09:03
Свершилось! Прошло ЕГЭ по физике! Слезы, слезы, слезы... Какие там расчеты приводят по времени не знаю, и кто расчитывал это время тоже не знаю, но возмущению в очередной раз нет предела. Практически каждое задание должно быть решено физически и рассчитано математически. Особенно "тяжелы" в расчетах задания части С. Поэтому слезы учеников оттого, что не успевают именно в расчетах. Хорошо, что до экзаменов я настраивала на то, чтобы решали физически в части С все что знают, а потом в оставшееся время считают. Так вот этого ОСТАВШЕГОСЯ времени НЕТ! и потеря важного балла!Ну а про задания отдельный разговор! Наверное их этого и делают великую тайну, запрещая выносить бланки ЕГЭ, чтобы потом не было массового противостояния учителей относительно некоторых, "свалившихся с потолка" заданий!
13. Паросова Ирина Анатольевна, 16 июня 2009 г. 13:02:07
Ребенок пришел с ЕГЭ почти со слезами. Хотя два года занималась дочь в профильном классе и кроме физики, что в школе у них еще и раз в неделю по 4 часа были институтские занятия по физике, но...Некоторые задачи ее поставили в тупик. А у сотрудницы ребенок и вовсе вышел с экзамена раньше времени: сначала отобрали линейку, а потом и простенький калькулятор... Страннол, на основании чего? Чем обычная школьная линейка то помешала?
14. Кашаева Ольга Викторовна, 16 июня 2009 г. 14:04:38
Татьяна Викторовна, наверное я неправильно выразилась с описанием затраченного времени на решение задач группы С. Имела в веду время решение учителей.
Ирина Владимировна калькулятором на ЕГЭ по физике пользоваться можно!
Я сама нахожусь в шоковом состоянии, не сплю ночами на валидоле. Как дожить до результатов, и какими они будут?
Сегодня шла в школу с девочкой выпускницей, ей до 3-ки по русскому языку не хватило 1 балла. Она мне сказала что, хотела отравится ,представляете. Я вот думаю, а если она не сможет пересдать....

15. Дьячкова Евгения Васильевна, 16 июня 2009 г. 16:14:12
на 13
Что за странности относительно калькулятора? Почему ребенок, не выходя из аудитории, не заявил о нарушении его прав. Ему не объяснили, что на ЕГЭ по физике можно всем этим пользоваться? Или хлопают ушами, простите, организаторы ЕГЭ, перекинув правила одного первого предмета на остальные? Пусть родители побеспокоятся в этом плане о правах своего ребенка!
16. Дьячкова Евгения Васильевна, 16 июня 2009 г. 16:24:12
на 14
Я тоже с утра 15 июня начала принимать по 100 грамм!! корвалола(:-)). Вроде шутка, но на душе так тревожно. Как то надо воспринимать все по другому, но мы, педагоги,да и дети тоже, наверное не можем найти средства защиты, чтобы не пропускать через свои нервы ЕГЭйские токи высокого напряжения! Вот и трясет!
17. Паросова Ирина Анатольевна, 17 июня 2009 г. 12:49:33
на 14-16
Детям объяснили перед экзаменом, что линейками пользоваться не надо, а калькуляторы должны быть непрограммируемые...
Такой у ребенка и был, правда вычислял и %, поэтому изъяли :( . Но это только в одной аудитории, и если дети не привыкли к конфликтам, они редко что заявят, вот если бы были конфликтные дети, или уж очень "продвинутые" в своих правах... А так, ролдители пьют валидол. а дети плачут в подушку
18. Дьячкова Евгения Васильевна, 17 июня 2009 г. 14:39:36
На 17
В прошлом (или позапрошлом) году на ЕГЭ была оптика и построение. Прямо задание - линза, треугольник и задание, вначале построить этот треугольник (без линейки не построишь - это не точку определить, а целую фигуру!) а потом рассчитать площадь полученного изображения, т.е. подразумавается оценивание построения а потом решения!!!это часть С). Я все время говорю детям брать с собой инструменты (карандаш, линейку). Как могут объяснить детям перед экзаменом, что линейки не потребуются. Откуда они знают? А вдруг будут задачи на построение? Относительно калькулятора - запрещены ПРОГРАММИРУЕМЫЕ!!! Надо узнать относится к этому функция изъятия процентов! Если нет то возмущаться, не смотря ни на что!!!Ну что ж совсем молчать -то, Ирина Анатольевна?
19. Евсеев Андрей Андреевич, 17 июня 2009 г. 14:41:11
На 17.
"...а калькуляторы должны быть непрограммируемые...
Такой у ребенка и был, правда вычислял и %, поэтому изъяли :( ."

Потрясен тупостью организатора. В инструкции написано "не программируемые", а вот что он может вычислять %, корни, логарифмы, тригонометрические функции, работать в режиме различных систем счисления, это уже не их собачье дело!
Не понятно, почему отобрали и линейку. Про нее ничего в инструкции не сказано? Так и про ручку тоже ничего, в том числе и запасную. А очки можно с собой проносить? Про них в инструкции что либо написано?
А может ребенок вообще не по форме одет. Ну там вместо рубашки футболку надел, или кроссовки вместо ботинок. Почему девочки без белых бантиков? Давайте таких вообще на экзамен не пустим!

Если есть свидетели этой выходки организаторов, то советую родителям ребенка подать на данного организатора в суд. Статья "Самоуправство" АДМИНИСТРАТИВНОГО кодекса, штраф хотя и небольшой, но голову придурку отрезвляет. Ну и если ребенок сильный (в смысле учебы) и не доберет для прохода на какую либо престижную специальность несколько( 1 - 8 ) баллов,то можно будет и моральный с материальным ущерб взыскать, как-никак на экзамене решается дальнейшая судьба ребенка.
Что касается организатора, то по ЕГЭшным документам "вычислить" кто это был - ничего не стоит.
20. Евсеев Андрей Андреевич, 17 июня 2009 г. 14:46:31
На 18.
"Относительно калькулятора - запрещены ПРОГРАММИРУЕМЫЕ!!! Надо узнать относится к этому функция изъятия процентов!"

Программируемые калькуляторы позволяют производить вычисления по заранее составленной программе. К тому, какие функции калькулятор вычисляет, его "программируемость" никак не относится.
Отказ от программируемых калькуляторов вызван тем, что в текст программы можно свободно вписать шпоргалки.
21. Дьячкова Евгения Васильевна, 17 июня 2009 г. 14:53:29
на 17
Ирина Анатольевна, Вы пишите, что это ребенок сотрудницы? Это учитель? Боитесь пойти против коллег? Но ведь дело касается выпускника, конкретного человечка, зачем так сразу, еще не выходя из школы, огромным веслом жизненных неудач по голове!Причем несправедливость очевидна!Прислушайтесь к мнению Андрея Андреевича!
22. Дьячкова Евгения Васильевна, 17 июня 2009 г. 15:08:07
на 20
Спасибо, Андрей Андреевич, за просветительскую работу с заблудившимися в этом вопросе. Как -то срезалась по этому поводу с представителями гороно, но меня будем говорить прямо - заткнули. Сказали только функции плюс, минус, деление, умножение и корень. Вот и осторожничаю в этом вопросе. С другой стороны, встречаются опять - таки в ЕГЭ задания, где нужно применить функцию, для определения значений тригонометрических функций. В общем интересно по калькуляторам...
23. Паросова Ирина Анатольевна, 18 июня 2009 г. 8:02:25
А спросить бы математиков, какие функции должен ребенок в уме вычислять.... Ну например синусы, косинусы, тангенсы, логарифмы, интегралы и т.п?
А в физике в основном (по моим скормным понятиям) всего то и нужно что плюс , мину, делить, умножить... Ну это в основном... Я не имею в виду то, что преподают (или изучают) вв ВУЗах. А для школьников и этого достаточно.
Но случаи нарушения регламента проведения ЕГЭ имеют место быть, причем как учениками, так и учителями (теми что присутствуют на экзамене) Причем зачастую в отношении учителей: в основном это те, кто сам был когда-то троечником, и в педагоги пошел по линии наименьшего сопротивления, было проще поступить...
А если грамотный, знающий учитель, разве он будет "валить" детей, пусть даже не своих, а чужих...
24. Степанова Нонна Владимировна, 18 июня 2009 г. 14:19:45
кхе-кхе-кхе. позвольте напомнить, что еще и корни вычислять в каждой второй задаче. да еще в физике работа со степенями, а проверка навыков решения в столбик не есть функция экзамена по физике.

кстати, одна такая умная мадам-рурководитель_ППЭ отобрала у моего сына на химии инженерный калькулятор.правда организаторы нарушили-таки запрет этого мягко говоря неумного руководителя и спасли пункт от подачи аппеляции. а вот на руководителя я все-таки поябедничала, чтобы в дальнейшем неповадно было...
25. Чупин Валериан Дмитриевич, 18 июня 2009 г. 20:03:21
Ждем результаты.
26. Блинова Марина Валерьевна, 19 июня 2009 г. 14:16:44
Принимала участие в экспертизе. Ну, редкая "птица" добиралась до части С.
27. Galagan Sergei Igorevich, 20 июня 2009 г. 17:22:01
Экзекуцию над девочкой пришедшей на экзамен в довольно откровенной одежде. Господи была бы камера - посадить можно было мадам проверющих у входа. Сказаное матом, жестом, и криком было до, а не после экзамена и лилось минут десять на всех подряд... Дети молодцы - смеялись над глупцами не вмешиваясь.
28. Дьячкова Евгения Васильевна, 22 июня 2009 г. 16:29:23
Провожала на ЕГЭ - как на войну, жду результаты - все очи проглядела...
29. Galagan Sergei Igorevich, 22 июня 2009 г. 17:11:24
Жди ЕГЭ и он вернется, только очень жди...
30. Дьячкова Евгения Васильевна, 23 июня 2009 г. 6:38:03
на 29
кто не знал ЕГЭ тот пусть скажет повезло....
31. Кашаева Ольга Викторовна, 23 июня 2009 г. 16:37:07
Слава богу, двоек нет!
32. Евсеев Андрей Андреевич, 23 июня 2009 г. 17:42:20
А у нас и результатов пока нет.....
33. Дьячкова Евгения Васильевна, 23 июня 2009 г. 18:14:29
Наконец-то конец! Результаты пришли -минимум 48 максимум 72!Средний 58,4, выше краевого!
Двоек надо полагать нет, но и радости почему-то тоже. Бешеные нервотрепка и усталость совершенно стерли чувство радости! Оно изредко пытается где-то появиться в глубине души, но какое-то тупое, претупое и даже болезненное. Чувствуешь себя пустой оболочкой, из которой удалены крепежные детали (нервы)! Интересно, развалишься или восстановишься?
34. Безматерных Татьяна Даниловна, 24 июня 2009 г. 7:41:11
Уважаемые коллеги! Вопрос о ЕГЭ по физике наверное самый животрепещущий, часов мало, запросов со стороны администрации и родителей много. В этом году сдавали физику 7 человек. Шестеро готовились, а седьмая решила сдавать физику в апреле. На дополнительные занятия, консультации не ходила, результат 30 баллов. Остальные результаты пришли -минимум 42 максимум 78, средний балл - 53,3. Для себя решила, что это неплохо, но администрация другого мнения. В чем же моя вина?
35. Кашаева Ольга Викторовна, 24 июня 2009 г. 10:38:23
Евгения Васильевна, я с Вами согласна полная опустошенность тяжелый осадок на душе. Всем родителям хотелось бы побольше баллов для поступления, а крайний, как и всегда учитель.
36. Дьячкова Евгения Васильевна, 24 июня 2009 г. 13:36:59
Всем хочется только высокого - качества, баллов и т.д.При этом часы сокращаются, консультации практически не оплачиваемые. И перед всей этой огалтелой оравой родителей, администрацией, которая в последнее время ни в чем не поддерживает педагога, как на растерзании один одинешенек учитель. И какие бы доводы Он (учитель)не приводил - Он одинок, поэтому и раздавлен со всех сторон. При этом никто не подумает, а что для более успешной сдачи экзаменов приложила другая сторона? Почему рассматривается только учитель,ведь как известно у любой медали две стороны?!
37. Евсеев Андрей Андреевич, 24 июня 2009 г. 15:25:27
А у нас, на данный момент, даже результатов по физике нет. Родители все телефоны областным чиновникам оборвали, те уже трубки не берут.
Ну и как ЭТО,спрашивается, называется?!
38. Ситникова Инесса Анатольевна, 24 июня 2009 г. 22:00:55
У нас тоже результаты хорошие.Средний балл-57.Но нервотрепки действительно хватает!Лучше уж первыми сдавать,чем последними.
39. Чупин Валериан Дмитриевич, 28 июня 2009 г. 3:52:29
Все сдали.Наибольший -75,наименьний 34,средний-50 баллов .
40. Русаков Владимир Николаевич, 29 июня 2009 г. 14:19:17
посмотрите пожалуйста ссылки:
посмотрите пожалуйста ссылки:
http://www.fizikaege.ru/
http://pedsovet.intergu.ru/index.asp?main=topic&id_topic=1084&page=21
help me please
41. Русаков Владимир Николаевич, 29 июня 2009 г. 14:21:11
...вторая ссылка не работает
хотя написана визуально верно...
42. Чупин Валериан Дмитриевич, 04 июля 2009 г. 3:58:59
Наш министр недоволен результатами ЕГЭ по физике, из ТВ.Часы физики сократили,а результаты хорошие нужны всем.Приборы не поступают уже 20 лет.
43. Евсеев Андрей Андреевич, 04 июля 2009 г. 8:46:21
На 42.
"Наш министр недоволен результатами ЕГЭ по физике"

А мы довольны нашим министром и министерским зоопарком которым он "управляет"? Пусть по его словам хоть и "не высокие" результаты, но они ЕСТЬ! А результат работы министерства какой? Целенаправленное разрушение системы образования. Пожалуй действительно, в этом направлении они работают более эффективо чем мы учим. Но ведь и ломать - не стороить.
Представим такую картину. Наше родное министерство исчезло. Проходит год... два... ... десять, двадцать лет. Мы работаем... да еще как работаем!!!! Нам просто никто НЕ МЕШАЕТ! А если не будет учителей?...
44. Баканов Александр Александрович, 04 июля 2009 г. 20:09:13
Все и всюду возмущаются и ухихикиваются по поводу нашего министра и всего министерства.
Правильно. Я тоже.
Но вот такой вопрос.

КОГО ВЫ ВИДИТЕ ВМЕСТО НЫНЕШНЕГО МИНИСТРА И КОМПАНИИ?
Кандидатуры есть?
45. Евсеев Андрей Андреевич, 04 июля 2009 г. 22:59:09
На 44.
"КОГО ВЫ ВИДИТЕ ВМЕСТО НЫНЕШНЕГО МИНИСТРА И КОМПАНИИ?"

Свято место пусто не бывает.

У меня появился такой вопрос. Если нашего НЫНЕШНЕГО министра заменит школьная уборщица тетя Маша, разницу кто нибудь почуствует?
46. Евсеев Андрей Андреевич, 04 июля 2009 г. 23:16:12
На 42.
"Наш министр недоволен результатами ЕГЭ по физике."

При этом заявил, что лучше всего справились с математикой и русским. Правда то, что троечную гранцу по математике опустили до всего лишь 4 решенных заданий умолчал. Вот уж действительно, лучше всего сдали.
47. Баканов Александр Александрович, 06 июля 2009 г. 22:29:08
<Если нашего НЫНЕШНЕГО министра заменит школьная уборщица тетя Маша, разницу кто нибудь почуствует?>

:-))
Конечно!
Тётя Маша гораздо ближе к народу!
48. Дьячкова Евгения Васильевна, 08 июля 2009 г. 19:06:57
Вот если просчитать количество часов, которые идут на изучение математики, начиная прямо с 1 класса и сравнить с количеством часов, отводимых на изучение физики, начиная с 7 класса как обычно. При этом учесть нынешнее сокращение количества часов физики. Затем прикинуть сколько заданий надо решить по математике, чтобы перепрыгнуть "планку" и тоже сравнить с физикой. Так вот думается, что при таком количестве часов математики за все годы обучения можно научить и бегемота перепрыгнуть эту "планку" несмотря на его массу! А что касается физики, то приходится, доставая орешки (решить задачу физически), грызть скорлупу (проводить математические расчеты)! И при этом не успевают, как белки, высоко прыгать - застревают в образовавшемся ворохе скорлупы! Вот и результаты хуже всех, но кто б увидел все это!
49. Зорина Татьяна Владимировна, 09 июля 2009 г. 15:26:51
Читая все, что написано, и возмущаясь точно также, иногда думаю: нет предела чиновничьему маразму.

Жаль.
50. Чупин Валериан Дмитриевич, 17 июля 2009 г. 19:45:32
На 49.Совершенно верно,Евгения Васильевна!У нас в 11 классах математики 7 часов в неделю,физики 2 часа.
51. Евсеев Андрей Андреевич, 31 июля 2009 г. 11:18:40
Проект демоверсии КИМов на 2010 год
http://www.fipi.ru/view/sections/211/docs/449.html

В КИМах по физике есть небольшие изменения. Например задача С1 теперь будет качественная.
52. Зорина Татьяна Владимировна, 04 августа 2009 г. 11:36:17
Один выпускник, собираясь сдавать физику, посмотрел задания, прочитал примерную раскладку времени, которое планируется выделять на каждое задание (перед работой), посчитал и спрашивает: "А когда же переписывать? Время - еле-еле прорешать".
Интересно, из каких соображений отводится то или иное количество часов на ЕГЭ?
53. Дьячкова Евгения Васильевна, 04 августа 2009 г. 21:23:56
на 52
В том и интерес, что это всем интересно!
54. Игошина Наталья Владимировна, 19 августа 2009 г. 8:19:45
на 45
Вам не кажется, что Вы превышаете свои полномочия? :)
Революцию 17 года помните? Что было, когда рабочие-крестьяне к власти пришли? Думаю, уборщицы были в том же числе :)
Плоды пожинаем, коллега! Учимся жить без многовекового опыта!
55. Евсеев Андрей Андреевич, 19 августа 2009 г. 15:04:14
На 54.
"Революцию 17 года помните? Что было, когда рабочие-крестьяне к власти пришли?"

Наталья Владимировна, мне 35, поэтому Революцию 17 года не то что не помню, просто меня тогда еще не было. Помню только то, что вначале нас учили что все было ХОРОШО. Потом ЭТИ ЖЕ "историки" стали трепать, что все было ПЛОХО.
Впрочем... если посмотреть, как стала развиваться СОВЕТСКОЕ наука, производтво... А самое главное, что было в те времена - ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ.
Сколько с тех пор разрушено детских загородных лагерей, зарыто учреждений дополнительного образования. Мог в то время хотя бы один ребенок быть брошенным? А КАЧЕСТО советского образования, которое благодаря нынешним "кухаркам при власти" продолжает разрушаться? А отношение в те времена к учителю? Так что не "Плоды пожинаем..." а "доедаем те плоды" зная, что нового "урожая" с нашими "кухарками" нет и вряд ли появятся.
56. Игошина Наталья Владимировна, 19 августа 2009 г. 16:26:46
Значит, я Вас не правильно поняла: Вы предлагали поменять кухарок на техничек, а я-то не заметила. :) Это существенно меняет дело!
:)))
57. Игошина Наталья Владимировна, 19 августа 2009 г. 16:36:41
Думаю, Вы уже сами запутались: КТО нами руководил, КОГДА нас учил, КТО сейчас руководит, учит?
Есть такое мнение на педсовете. Уже не помню, в каком именно месте прочла: "не хочешь, чтобы тобой управляли дураки, становись сам начальником!" Слабо Андрей Андреевич? :)

Не судите, да не судимы будете. Лучше помогите, участвуйте в активном обсуждении КИМов, в их разработке. Я так думаю, если человеку что-то действительно не нравится, то он предпринимает меры, а не словами бросается! Тем более в такой грубой форме...Кухарки, технички...Юношеский максимализм ещё не прошёл?

58. Евсеев Андрей Андреевич, 20 августа 2009 г. 0:13:55
На 56.
"Значит, я Вас не правильно поняла: Вы предлагали поменять кухарок на техничек, а я-то не заметила. :) Это существенно меняет дело!"

Для нашего НЫНЕШНЕГО министерства, как в математике - от перестановки мест тамошних обтателей результат не изменится. Свою невменяемость они демонстрируют на протяжении уже многих лет. Глупые реформы, полная безответственность. По большому счету НЕТ у нас министра образования. Просто КТО-ТО каждый день сидит в его кресле, делает вид что работает. Вы его интервью когда нибудь слышали? Особенность - в каждом интервью ляпнуть какую либо глупость.
59. Евсеев Андрей Андреевич, 20 августа 2009 г. 0:35:59
На 57.
"Думаю, Вы уже сами запутались"
Ага, особенно в Вашем - "КТО нами руководил, КОГДА нас учил, КТО сейчас руководит, учит?"

"Есть такое мнение на педсовете. Уже не помню, в каком именно месте прочла: "не хочешь, чтобы тобой управляли дураки, становись сам начальником!" Слабо Андрей Андреевич?"
Слабо. Боюсь стать таким же дураком.

"Не судите, да не судимы будете. Лучше помогите, участвуйте..."
А можно я сам определюсь с тем, что мне делать. По крайней мере раньше точно обходился без командиров...

"Тем более в такой грубой форме...Кухарки, технички...Юношеский максимализм ещё не прошёл?"
Как я уже писал насчет "кухарок и техничек", это есть не что иное как констатация факта.
Ну и на будущее... С тоном... полегче...
60. Игошина Наталья Владимировна, 20 августа 2009 г. 9:12:12
"Слабо. Боюсь стать таким же дураком."
Вот видите, не всем хочется браться за это дело. Хочется только это бурно обсуждать. :)

"А можно я сам определюсь с тем, что мне делать. "
А в Министерстве примерно так же рассуждают. :)

"Ну и на будущее... С тоном... полегче... "
А то что? :) Ваш тон не легче! Задевает? А каково другим? :)
61. Евсеев Андрей Андреевич, 20 августа 2009 г. 12:15:48
На 60.
«Вот видите, не всем хочется браться за это дело. Хочется только это бурно обсуждать.»
Слышали такую фразу «Взялся за гужь, - не говори что не дюж»? У Вас ко мне есть претензии в отношении моей профессиональной деятельности? А вот у меня к ним ЕСТЬ!

«А то что? :) Ваш тон не легче! Задевает? А каково другим?»
Мой ТОН относился к Вам? Напомнить пословицу про «нос» и «не свое дело»?
62. Игошина Наталья Владимировна, 20 августа 2009 г. 12:28:36
Ну, вот! И кто из нас "постоянно хамящий..." :) Это такой метод доказательства правоты?
Вы можете высказываться по любому поводу, как Вам захочется, а остальные, внимая Вам, должны читать ЭТО и восхищаться незаурядным умом? И про «нос», и «не свое дело» я уже давно сделала выбор: всё, что считаю нужным, то и моё дело. Разве этот форум только Ваш?
Жаль, что темы все прочла, не знала бы печали...
63. Евсеев Андрей Андреевич, 20 августа 2009 г. 13:06:31
на 62.
Напоминаю тему ветки - "ЕГЭ и физика". Все попытки затеять мышиную возню в попытке самоутвердиться в SOS.
64. Игошина Наталья Владимировна, 20 августа 2009 г. 13:35:28
Перевод темы - тоже выход из затруднительных положений. :)
А по теме ветки - читаю часто: http://mon.gov.ru/obr/forum/30/?&page=2 и задаю вопросы напрямую, если мне это нужно.
65. Евсеев Андрей Андреевич, 21 августа 2009 г. 22:33:59
На 64.
"Перевод темы - тоже выход из затруднительных положений."
Вы о себе? А я право не заметил... то про революцию, то про нашего министра...


Касаемо темы ветки:
Любовь Глебова: Ни один миф о ЕГЭ не оправдался
"Кампанию сопровождало огромное количество мифов о ЕГЭ. Ни один миф, которым пытались пугать нас, не оправдался, - подчеркнула Глебова. - Говорили, что треть или четверть выпускников не получат аттестаты. Сегодня видно, что только 3% выпускников не прошли аттестацию, что не является проблемой. Второй миф - степень напряжения перед экзаменом вызовет большое число суицидов и проблем со здоровьем у детей. Теперь мы видим, что не то что волны, но и единичных случаев не наблюдается, хотя выпускная пора всегда тревожная. Третий миф - о приёмной кампании, связанный с атакой выпускников из кавказских республик на московские вузы. Этого не произошло, поскольку среднестатичтический результате кавказских республик по ЕГЭ ниже среднестатического балла по России в целом. Ни один выпускник не набрал 100 балло в по ЕГЭ, например, в Чеченской республике".

Оказывается все, что связано с ЕГЭ у нас "ОК!"... то бышь "в шоколаде"! Правда видимо забыла про то, что минимальный "проходной" балл по математике "уронили ниже плинтуса". Да и нынешняя ситуация с поступлением в ВУЗы (в том числе "инвалидов") пофиг. Главное красиво отчитаться!
66. Игошина Наталья Владимировна, 22 августа 2009 г. 0:46:23
А насчёт суицида среди детей...
"...но и единичных случаев не наблюдается..."
В начале года в моей бывшей школе моя бывшая ученица ушла из жизни. До сих пор педагоги, одноклассники и родители настаивают на том, что девочка из-за экзаменов переволновалась, а им не верят. Что правда, то правда...
"Главное красиво отчитаться!"
68. Дьячкова Евгения Васильевна, 28 августа 2009 г. 16:24:54
Я никогда не поверю, что уход из жизни ученика связан только со школой. Возможно, какая - либо ситуация в школе является толчком к непосредственному исполнению ЗАДУМАННОГО. Ведь мысль об уходе из жизни "ВЫНАШИВАЕТСЯ" длительный срок, но не приходит мгновенно! И этот школьный промах является чаще всего последней каплей, которая переполняет чашу ЗАДУМАННОГО. И как итог этого - записки о том, что виновата школа или конкретный учитель....И никто не хочет разматывать тот клубок негативных событий, который привел к такой развязке! Ведь проще свалить на кого-то....И очень часто этот кто-то учитель, хотя он всего лишь конечное, ЗАМЫКАЮЩЕЕ звено в цепочке негативных и кажущихся безвыходными событий...
69. Дьячкова Евгения Васильевна, 28 августа 2009 г. 16:32:56
на 65
И как всегда ни одного мифа о "бедном гусаре" - учителе! А ведь можно замолвить и не одно словечко!


"Главное красиво отчитаться!" + "главное, чтобы костюмчик сидел" в том же кресле!!!
70. Зорина Татьяна Владимировна, 31 августа 2009 г. 13:10:10
На 68. Евгения Васильевна, это взрослые замысливают и делают, а у детей всё спонтанно происходит, оттого и страшно.
71. Кашаева Ольга Викторовна, 17 сентября 2009 г. 16:16:39
Проводили ли Вы ЕГЭ в 9 классе? Ваше мнение о заданиях?
72. Чупин Валериан Дмитриевич, 18 сентября 2009 г. 16:38:39
Мы проводили.Задания на портале Егэ одно на местах дают другие.Никакого егэ нет.Есть тестовая проверка и все ,которое потом выдают за ЕГЭ
73. Ниронова Татьяна Борисовна, 18 сентября 2009 г. 18:06:37
Тексты для анализа (технические) были о флуктуациях, функционировании гейзеров и т.п. такие, что сидели вместе все проверяющие, вникали в суть полчаса!
74. Чупин Валериан Дмитриевич, 18 сентября 2009 г. 19:56:14
В этих заданиях нужно ответ найти в тексте.ОНИ там есть.Читайте внимательно.
75. Galagan Sergei Igorevich, 09 октября 2009 г. 20:41:54
70 - увы, верно...
76. Полушкина Ирина Константиновна, 30 октября 2009 г. 19:24:29
на 70
Я не совсем согласна насчет спонтанности,многие вынашивают эту мысль,а в удобный случай реализуют замысел.А о причине мы-учителя и не узнаем,если только не найдут запись вличном дневнике.
77. Зорина Татьяна Владимировна, 05 ноября 2009 г. 16:08:31
У детей всё на уровне эмоций: вот умру, а вы потом жалеть будете. Они не понимают, что это НАВСЕГДА.

Одна женщина болела шизофренией, и у неё часто возникали суицидальные настроения. Она рассказывала, что в этот момент считала, что с ней ничего не произойдет, что будут хоронить, а она будет рядом стоять и смотреть, как по ней убиваются.

Давайте не будем больше об этом, ветка ведь называется "ЕГЭ по физике"
78. Ниронова Татьяна Борисовна, 01 января 2010 г. 12:49:03
Готовим не только к ЕГЭ, но и к ГИА! С коллегами взялись проанализировать вопросы по новому демоварианту 2010 (одного из издательств) Что-то не всё понятно. Например к вопросу о силе натяжения в стержне длиной L, который движется под действием силы F на расстоянии L от его конца, к которому эта сила приложена, даётся ответ 1/3 F
79. Шагеева Анися Гафаровна, 30 апреля 2010 г. 22:16:28
21 апреля четверо моих учеников сдавали "пробный" ЕГЭ по физике. Сегодня выслали результаты. И я и дети в большом недоумении: во многих номерах части "А" одним правильный ответ засчитали, а другим этот же ответ засчитали как неправильный.
Тоже самое и в части "В" двоим поставили, а двум другим нет за один и тот же правильный ответ.
Где искать ответы на эти вопросы?
Уважаемые коллеги! Кто ещё принимал участие в этой так называемой репетиции?
80. Евсеев Андрей Андреевич, 01 мая 2010 г. 12:24:03
На 79.
"Кто ещё принимал участие в этой так называемой репетиции? "

В прошлом году наши ребята "репетировали" точно так же. Пробник проводился некой ассоциацией учителей ... (чего то там). Пришедшими результатами были несколько ошеломлены, поскольку некоторым ребятам были проставлены баллы за задания, которые они не выполняли.
Отправили просьбу пересмотреть результаты. Пришли новые. Ситуация оказалась аналогичной. Пришлось требовать пересмотра результатов еще раз. Оказалось, что у них там "чего то сбилось".
Так что советую пробники проводить самим.
81. Шагеева Анися Гафаровна, 06 мая 2010 г. 21:41:51
Да, Андрей Андреевич, Вы правы, придется на следующий год так и делать. Но ведь хотелось как лучше, чтобы ребята почувствовали ответственность, подержали в руках бланки, стали более серьезно готовиться, а они увидели свои 38-41 балл обрадовались, им мол хватит на поступление. Так что "репетиция" вышла мне боком.
82. Трубеко Фаина Ивановна, 14 мая 2010 г. 20:41:58
Кто скажет, как быть с вопросом 23 ГИА-2010?
83. Ниронова Татьяна Борисовна, 15 мая 2010 г. 10:18:59
А что в этом вопросе особенного? Всегда были лабораторные в экзамене! Только вот оценивание их не продумано: если не попадает в границу погрешностей по проверочному листу, то за правильно выполненную работу вместо 4 баллов заставили ставить 0!
84. Евсеев Андрей Андреевич, 15 мая 2010 г. 16:08:00
На 83.
"если не попадает в границу погрешностей по проверочному листу, то за правильно выполненную работу вместо 4 баллов заставили ставить 0!"

По шее надавать таким заставлялщикам и проверяльщикам нужно!!!
Критерии оценивания есть в конце демоварианта. Для реальных вариантов КРИТЕРИИ печатаются и раздаются. Рассписывается все - за что ставятся 0,1,2,3,4 балла.
Кстати, вот еще одни рекомендации... так сказать В КАРТИНКАХ: http://fipi.ru/binaries/995/fiz2010gia9.doc
85. Ниронова Татьяна Борисовна, 16 мая 2010 г. 15:24:03
"3) Результаты прямых измерений с указанием допустимых границ.
4) Значение косвенного измерения (с указанием допустимых границ).
Указание экспертам
Приводится рассчитанная методом границ оценка границ интервала, внутри которого может оказаться результат, полученный учеником, который необходимо признать верным (приводится расчет для данного задания)".

Это прямая цитата из ссылки!Так что не попавший в интервал ответ не может быть признан верным!
86. Кашаева Ольга Викторовна, 12 июня 2010 г. 7:54:24
Как вам задания этого года?
Бльшой объем заданий. У математиков стал меньше объем, 12-В и 6-С. А у нас...
87. Евсеев Андрей Андреевич, 12 июня 2010 г. 10:12:19
на 86.
"Как вам задания этого года?"

Еще бы их и увидеть... а не после экзамена со слов учащихся.

"У математиков стал меньше объем, 12-В и 6-С. А у нас..."
Демо вариант этого года был выложен еще до Нового года.
88. Чупин Валериан Дмитриевич, 19 июня 2010 г. 5:51:48
Математику изучают по полной программе,физику - кому сколько выделили уроков,от 2-х до 5 часов в неделю,а экзаменационные задания одинаковые для всех. Степень сложности выше.В этом году достаточно по математике решить всего 4 задания.
89. Шагеева Анися Гафаровна, 20 июня 2010 г. 21:14:18
Валериан Дмитриевич! Вам, скорее всего, ответят так: математику сдают все выпускники, а ФИЗИКУ только те, которые выбрали, а выбирают, те кому она нужна. А сейчас выпускники все поступают в ВУЗ-ы и сильные и "никакие". Мои ученики надумали сдавать физику в сентябре, я обрадовалась, будем готовиться..., и созывала их весь год на консультации, пришли непосредственно перед ЕГЭ.
При базовой программе, да при отсутствии фундамента, да при такой подготовке я очень рада, что они не завалили, набрали от 42 до 46.
И никого не волнует по какой программе ведется предмет.
90. Кашаева Ольга Викторовна, 24 июня 2010 г. 16:32:14
Полностью согласна, при 2 часах научить решать детей не реально.
Но нас не слышат и не понимают.
91. Ниронова Татьяна Борисовна, 30 июня 2010 г. 21:40:40
А кто-нибудь знает средний балл по России по физике в этом году какой?
92. Galagan Sergei Igorevich, 05 августа 2010 г. 18:44:32
В ГИА вообще нет нормы часов. Изучал - может выбирать!!!
93. Евсеев Андрей Андреевич, 16 октября 2010 г. 23:05:50
"А кто-нибудь знает средний балл по России по физике в этом году какой?"

http://www.ege.edu.ru/statege.php
94. Кашаева Ольга Викторовна, 20 октября 2010 г. 20:59:03
Что изменилось в заданиях ЕГЭ по физики? (в этом учебном году)
95. Евсеев Андрей Андреевич, 20 октября 2010 г. 23:27:33
На 94.
"Что изменилось в заданиях ЕГЭ по физики? (в этом учебном году)"

Вся часть B превратилась в угадайку. Раньше были расчетные задачи, сейчас все задачи на сопоставление.
Демо вариант (проект) 2011 года: http://fipi.ru/binaries/1027/phys_11_10_2010.zip
96. Ниронова Татьяна Борисовна, 27 октября 2010 г. 15:55:31
На 93. А почему я не могу увидеть на этом сайте (http://www.ege.edu.ru/statege.php) никакой статистики?
Открывается просто список предметов...

97. Ниронова Татьяна Борисовна, 27 февраля 2011 г. 9:04:18
А теперь и вовсе ничего не открывается...
98. Ниронова Татьяна Борисовна, 15 июня 2011 г. 17:23:41
В этом году подлога и обмана на ЕГЭ, кажется, не стало меньше! К скандалу по поводу услуг ВКонтакте добавился скандал по поводу подмены... аттестующихся! В Москве задержаны студенты, которые за деньги пытались сдать ЕГЭ по математике вместо одиннадцатиклассников. Теперь результаты экзамена будут аннулированы, и выпускники, скорее всего, смогут его пересдать только в следующем году. Организаторам и студентам грозит ответственность вплоть до уголовной. Как выяснилось, у тех, кто пришел сдавать ЕГЭ вместо школьников, никто не проверил документы, как того требует законная процедура. Организаторы ограничились лишь перекличкой. При этом вместо одного из выпускников-юношей экзамен пришла сдавать девушка, которая тоже участвовала в перекличке, но и это не насторожило организаторов.
http://news.mail.ru/society/6122519/?frommail=1
99. Зорина Татьяна Владимировна, 16 июня 2011 г. 0:44:14
Кто-то пытается нечестно сдавать экзамен, а кто-то старается из последних сил. У нас мальчик (хороший, физику очень любит и знает, в районе всегда первое место на олимпиаде, в области тоже хорошо выступал)ушел с экзамена на час раньше: кровь носом несколько раз текла, давление 150 на 100. Говорит, два задания С не сделал. Вызвали родителей, они увели его домой.
100. Ниронова Татьяна Борисовна, 20 июня 2011 г. 20:01:41
Пришли результаты по математике... Из 28 выпускников - пятеро получили балл ниже предельного! По физике ещё не пришли, хотя где-то уже и выпускные вечера умудрились провести. Это как, без оценок?
101. Зорина Татьяна Владимировна, 21 июня 2011 г. 0:48:00

Пришли результаты по математике... Из 28 выпускников - пятеро получили балл ниже предельного! По физике ещё не пришли, хотя где-то уже и выпускные вечера умудрились провести. Это как, без оценок?


Так не влияет физика на получение аттестата. Математика, русский есть - и ладно. А остальные - проблема ученика...
Сплошной маразм...
102. Евсеев Андрей Андреевич, 21 июня 2011 г. 2:35:10
на 101.
"Так не влияет физика на получение аттестата. Математика, русский есть - и ладно."

На получение аттестата, согласно положения, только русский и математика влияет... По одному из этих предметов "пролетел" - пересдавай. Сразу по двум - до следующего года... Все же остальные предметы если не сдашь, даже в свидетельстве упоминаться не будут.
В этом году в мае надумала одна девочка физику сдавать (занния - три пишим, два в уме). Видите ли папочка ее в институт съездил и там сказали что физика нужна. И пофигу ей что до экзамена осталось меньше месяца. Ну не сдаст и ЧЁ? Хорошо, что "выбор" ЕГЭшных предметов в марте заканчивается. Не успела... Возможно такое было раньше?
103. Ниронова Татьяна Борисовна, 23 июня 2011 г. 14:52:23
В нашем городе 44 человека не добрали балл по математике. Переписывали... Сегодня выпускной, а результатов до сих пор нет (11.00!)
104. Зорина Татьяна Владимировна, 23 июня 2011 г. 22:34:35
У нас завтра выпускной, и та же проблема. 5 не справились с русским и 1 с математикой. С каким настроением они пойдут на выпуск, и пойдут ли? А результаты обещают "в конце недели".
Ещё одна девочка переписывала математику в резервный день, потому что ТЕСТОТЕХНИК ЕЙ СКАЗАЛ ПОДПИСАТЬ БЛАНК ОТВЕТА (когда первый раз сдавали). У девочки потом вообще истерика была. И на русском тоже такое было, только не у наших учеников.
105. Ниронова Татьяна Борисовна, 24 июня 2011 г. 19:11:47
Ну вот, и выпускной вечер позади а результатов пересдачи математики, как не было, так и нет! Не сдавшие с первого раза аттестаты не получили! Выходили на сцену за грамотой за какие-то свои достижения, а родителям их вручали благодарственные письма! Но пришли все!
106. Зорина Татьяна Владимировна, 24 июня 2011 г. 23:36:48
Мы получили результаты в 15.00, все ученики пересдали выше минимума, так что до выпускного - Ура! - успели. И результаты по физике и истории есть. Почему-то только нет результатов тех экзаменов, что сдавали в резервный день при совпадениях. Но они на получения аттестата и отметки не влияют, так что детки отмечают выпускной с чистой совестью.
107. Алекс, 08 июля 2011 г. 0:44:24
Вот у меня вопрос. Я, скорее, сторонник ЕГЭ. Но я преподаю английский. Мне интересно мнение других предметников вкратце. ЕГЭ по вашему предмету - это хорошо или плохо? Только я не спарвшиваю о частностях,недостатках, преодолимых в рамках ЕГЭ.
108. Ниронова Татьяна Борисовна, 08 июля 2011 г. 12:50:46
ЕГЭ мальчишкам надо сдавать обязательно, причём, в большом количестве, т. к. у нас даже указ Президента - не указ! Совершеннолетние выпускники школ Томска, сдавшие менее четырех ЕГЭ, могут отправиться летом на срочную службу в армию, поскольку отсрочка предоставляется только тем, кто сдал четыре или более экзаменов.

http://www.ria.ru/society/20110705/397601220.html
109. Зорина Татьяна Владимировна, 08 июля 2011 г. 21:08:59
А для поступления в, например, технический вуз, достаточно трёх.
110. Евсеев Андрей Андреевич, 09 июля 2011 г. 1:51:36
на 108.
из http://www.ria.ru/society/20110705/397601220.html
"Согласно указаниям штаба Центрального военного округа, этим основанием является копия аттестата об образовании и свидетельство о сдаче ЕГЭ, причем гражданин должен сдать четыре предмета ЕГЭ. Если он сдал менее четырех предметов, отсрочка не предусмотрена", - отметил Жирко.

А что, какие то "указания из штаба" теперь выше ЗАКОНА? Или тупорылым генералам и прапорщикам закон не писан?
111. Ниронова Татьяна Борисовна, 09 июля 2011 г. 14:26:30
Тут вот ещё какая коллизия: узнали об этом призывники только после того, как ЕГЭ завершились!Это о том, что зарплата учителей вырастет на 15% кричат уже за полгода до события, а здесь-постфактум!
112. Руденко Елена Юрьевна, 17 июля 2011 г. 13:54:18
Алексу: ЕГЭ по физике скорее хорошо, чем плохо. Да и вообще,дело, по-моему не в ЕГЭ как таковом, а в том как данный вид экзамена преподносится, а главное, ставится во главу угла во всём процессе обучения! Если бы не эти "кровавые мелочи" то любой учитель приветствовал бы ещё одну из форм сдачи предмета. Согласитесь,коллеги, что изучая регулярно и нормально (даже теоретический!) материал по физике (и по любому другому предмету), сдать ЕГЭ не ниже "3" - не проблема.
113. Степанова Нонна Владимировна, 18 августа 2011 г. 18:38:30
112// поспорю по поводу того, что теоретического материала хватит на минимум... и что этого минимума хватит на поступление куда-либо..

но в целом, согласна. если бы ЕГЭ был мерилом результативности ОБУЧАЮЩЕГОСЯ и был ОДНОЙ ИЗ ФОРМ сдачи экзаменов, да и если убрать такую тупость как письменный егэ по гуманитарным предметам... но не ту страну назвали гондурасом...
114. Степанова Нонна Владимировна, 18 августа 2011 г. 18:45:09
к 113// на мой взгляд, по точным наукам егэ - очень хорошо. по "не очень точным" (химия, например) - как один из вариантов....(помятую, как поступая на химический факультет университета плавала в двух вопросах из трёх. один очень мудро сформулированный вопрос по справочным данным - и один из вопросов перестал быть плавательным. а второй плавательный был за пределами школьной программы. но отвечая на его проявила смекалку, интеллект и "химическое чутьё" - в результате - 5 на вступительном экзамене. до сих пор уверена, что если бы не беседа с преподавателем - не видать мне пятёрки как своих ушей))))))))))) )

вот этого общения и лишили на егэ...
115. Евсеев Андрей Андреевич, 20 августа 2011 г. 3:50:02
Проекты демонстрационных вариантов 2012 г.:
ЕГЭ http://fipi.ru/binaries/1177/phiEGE2012.7z
ГИА http://fipi.ru/binaries/1166/phiGIA2012.7z
116. Кашаева Ольга Викторовна, 28 августа 2011 г. 12:15:02
Андрей Андреевич, спасибо.Нужный материал.
117. Ниронова Татьяна Борисовна, 30 августа 2011 г. 20:16:54
Глебова отметила, что Рособрнадзор передал в МВД с просьбой провести проверки материалы по фактам нарушения правил проведения ЕГЭ в 2011 году, когда в интернет попали контрольно-измерительные материалы.Сейчас материалы о нарушениях переданы в органы внутренних дел сказала она, и что в уголовный кодекс нужно внести поправки. При этом она не пояснила, в отношении кого и за какие конкретно нарушения предлагается ввести уголовную ответственность. http://news.mail.ru/politics/6691198/
118. Ниронова Татьяна Борисовна, 06 ноября 2011 г. 17:46:58
(ФИПИ) обсудил на ученом совете контрольно-измерительные материалы (КИМы) по ЕГЭ 2010 года. В отчете делается вывод: задания по русскому, математике и информатике могут стать сложнее, а по физике ― легче... Оказалось, что "требования, предъявляемые к изучающим физику на профильном уровне, доступны лишь четверти участников экзамена. В вузы физико-технического профиля поступают многочисленные абитуриенты, изучавшие физику на базовом уровене и не подготовленные к успешному освоению программ высшей школы". В результате чиновники рекомендовали снизить «общую трудность варианта ЕГЭ по физике».

http://умная-школа.рф/news/ploho_analiziruiyt_i_chertyat/

А пока, вновь выставленный вариант демоверсии 2012 - сложнее!
119. Ниронова Татьяна Борисовна, 18 декабря 2011 г. 20:09:57
Планируется сделать экзаменационный процесс более творческим, сказал Фурсенко. "Мы будем потихоньку уходить от тестовых подходов в сторону решения задач в естественно-научных направлениях, в частности, в физике, в химии, - сказал он. - Этот процесс будет постоянно совершенствоваться".
http://умная-школа.рф/news/andrei_fursenko_ege_budet_sovershenstvovatsya/
120. Серебряков Сергей Николаевич, 19 декабря 2011 г. 21:16:51
Сам придумал, или подсказал кто?
121. Степанова Нонна Владимировна, 23 декабря 2011 г. 23:32:59
119\\ уж лучше бы не трогали... все начинания нашей образовательной верхушки ничем хорошим не заканчиваются....
122. Ниронова Татьяна Борисовна, 04 января 2012 г. 13:39:06
Вот это хорошее нововведение: с этого года бумажное свидетельство с результатами ЕГЭ больше не нужно. Вузы обязаны принять документы и сверить указанные результаты экзамена по Федеральной базе свидетельств.

http://умная-школа.рф/news/kak_budem_sdavat_ege/
123. Степанова Нонна Владимировна, 11 января 2012 г. 3:39:09
не знаю где написать. напишу здесь. вот случайно нашла. еще не поздно принять участие
http://barsic.spbu.ru/olymp/index.html
124. Ниронова Татьяна Борисовна, 21 января 2012 г. 17:00:51
«Я тоже не являюсь абсолютным фанатом ЕГЭ», - сказал сегодня премьер. Он отметил, что в системе ЕГЭ есть свои плюсы, но также признал наличие негативных сторон, в том числе возможности для злоупотреблений. Хорошо, что введение ЕГЭ существенно увеличило приток абитуриентов из регионов в крупнейшие вузы страны.
«Согласен с вами в том, что у советской системы образования было очень много плюсов, она носила фундаментальный характер, но все в мире развивается, наша хорошая советская система стала давать сбои... Может быть, стоило идти по пути усовершенствования нашей старой модели, это возможно», - сказал премьер-министр РФ.
http://умная-школа.рф/news/vladimir_putin_zayavil_chto_ne_yavlyaetsya__fanatom__ege/
125. Серебряков Сергей Николаевич, 21 января 2012 г. 23:41:43
А не кажется ли Вам, что это очередной предвыборный ход?
126. Ниронова Татьяна Борисовна, 07 мая 2012 г. 23:06:18
Теперь уже Президент РФ Владимир Путин в день инаугурации подписал Указ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Правительству поручено внести в июле 2012 года в Госдуму проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", разработать и утвердить в декабре 2013 года Концепцию развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования. Может, "лёд тронулся"?
http://www.rosbalt.ru/main/2012/05/07/978357.html
127. Ниронова Татьяна Борисовна, 19 мая 2012 г. 17:14:19
Мне интересно, везде ли как у нас заставляют в преддверии ГИА и ЕГЭ собирать подписи с учеников и родителей в подтверждение того, что они: ознакомлены со сроками экзаменов, временем проведения, правилами поведения на экзамене, подачи апелляции, необходимостью наличия чёрной гелевой ручки, паспорта, с ответственностью за использование мобильного телефона... (всего 15 пунктов, около каждого надо расписаться и дату поставить!)
128. Серебряков Сергей Николаевич, 20 мая 2012 г. 1:19:25
У нас подпись ставится только на листе с датами экзаменов.
129. Евсеев Андрей Андреевич, 21 мая 2012 г. 23:57:18

Мне интересно, везде ли как у нас заставляют в преддверии ГИА и ЕГЭ собирать подписи с учеников и родителей в подтверждение того, что они:
...
(всего 15 пунктов, около каждого надо расписаться и дату поставить!)



Ну... это еще не предел маразма...
Надо бы это все еще и наториально заверить (каждый их 15 пунктов отдельно)
130. Ниронова Татьяна Борисовна, 22 мая 2012 г. 19:12:53
Это точно! Но ещё и расписки берём с каждого родителя за каждый ЕГЭ (ГИА), чтобы ученика из ППЭ домой отпустить без сопровождения!
131. Евсеев Андрей Андреевич, 24 мая 2012 г. 0:11:31

чтобы ученика из ППЭ домой отпустить без сопровождения!



Вот когда нас обяжут каждого недоумка на дискотеку по выходным сопровождать... полный атас будет! :-((
132. Ниронова Татьяна Борисовна, 01 июня 2012 г. 23:07:55
Не про ЕГЭ, а про ГИА: сегодня часть учеников сдавали информатику, часть физику. За 40 минут до окончания экзамена по информатике и за час - по физике "вырубился свет". Часть детей не выдержали часового ожидания исправления неполадок в сети, ушли, не выполнив лабораторной работы по электродинамике, а Информатикам ждать пришлось до победного, т. к. даже не было понятно, сохранились ли их работы...
133. Евсеев Андрей Андреевич, 13 июня 2012 г. 19:36:49
на 132.
"Часть детей не выдержали часового ожидания исправления неполадок в сети, ушли, не выполнив лабораторной работы по электродинамике, а Информатикам ждать пришлось до победного, т. к. даже не было понятно, сохранились ли их работы..."

Делаем вывод.
На экзамен следует трясти управление образования на предмет покупки 4,5 вольтовых батарей.
По информатике же требуем обеспечить все компьютеры, использующиеся на ГИА, бесперебойниками. Ну и на всякий случай несколько ноутбуков "в кусты".
134. Ниронова Татьяна Борисовна, 13 июня 2012 г. 22:02:31
как вам понравились задачи части С этого года?
135. Евсеев Андрей Андреевич, 14 июня 2012 г. 0:01:13
на 134.
Вы про задачи 23-25 ГИА? или часть С ЕГЭ?
136. Зорина Татьяна Владимировна, 14 июня 2012 г. 22:30:01
Вчера у нас на ЕГЭ мальчику стало плохо, вызывали "Скорую" и родителей. После оказания помощи он ушел домой с отцом. Может ли он пересдать экзамен в резервный день? Если да, то как это делается?
137. Евсеев Андрей Андреевич, 14 июня 2012 г. 22:54:35
на 136.
"Может ли он пересдать экзамен в резервный день?"

Да. Это именно так делается.
Этот вопрос должен решить ответвенный за проведение ЕГЭ из вашего управления.
138. Ниронова Татьяна Борисовна, 17 июня 2012 г. 7:40:26
На 135. Конечно, о ЕГЭ!
139. Евсеев Андрей Андреевич, 17 июня 2012 г. 10:01:10
на 138.
В этом году 11 классы выпускала моя коллега, поэтому я не совсем в "теме". Хотя некоторые отзывы 11 классников слышал. Причем весьма противоречивые.
Пожалуй пороюсь в глобальной помойке на предмет этой части и выскажу свое мнение.

PS. А вот о заданиях ГИА многое могу сказать, поскольку в нашем регионе все части проверяются "вручную" и приходится лично видеть те безобразные задания которые там предлагаются.
140. Ниронова Татьяна Борисовна, 17 июня 2012 г. 18:45:19
у нас на апелляции выяснилось, что у одной девятиклассницы не по тому варианту проверили работу! Теперь у неё 5 вместо 3!
141. Евсеев Андрей Андреевич, 17 июня 2012 г. 21:07:01
на 140.
"у одной девятиклассницы не по тому варианту проверили работу!"
У вас как проверяют работы? Отвозят в центр или районные комиссии "в ручную"?
142. Евсеев Андрей Андреевич, 17 июня 2012 г. 21:12:34
Посмотрел я некоторые условия задач части С http://forum.postupim.ru/forum/51-36090-1
Некоторые задачи уже встречались в ЕГЭшных вариантах ранее. Можно даже в любом поисковичке набрать первые строки задачи и он выдаст не только условие но и решение. Были и новые задачи. Но в основном 2-3 задачи из варианта "подъемные" для уч-ся с подготовкой к ЕГЭ чуть выше средней.
143. Ниронова Татьяна Борисовна, 18 июня 2012 г. 7:30:20
на 141. отвозят в областной центр
144. Ниронова Татьяна Борисовна, 18 июня 2012 г. 7:35:35
В Англии в прошлом году 100 тысяч детей подали апелляцию на результаты, обнаружив ошибки сразу в 12 разных заданиях. В одних случаях это были плохо отпечатанные листы, где задания не читались, в других школьникам предлагали решить некорректно составленные задачи.А в этом году вообще экзамены под угрозой: листы с заданиями отправили в Египет по обычной почте, и уже в Интернете выставлены некоторые.
http://news.mail.ru/politics/9298436/?frommail=1
145. Евсеев Андрей Андреевич, 18 июня 2012 г. 22:01:06
на 144.
Любят наши чиновники копировать то, что по определению кривым является.
Представляю сколько апелляций подали бы наши школьники если бы с заданиями после экзамена можно было ознакомитья учителям.
Указав на некоторые не корректные задания из ГИА по физике этого года на сайте pedsovet.org, я тут же узнал от неизвестно откуда появившейся г-жи Камзеевой ("руководитель группы разработчиков КИМ для ГИА) что:
1. Обсуждать эти воросы нужно на профессиональных форумах (правда где именно, она указать видимо забыла. моя просьба дать ссылку на такой форум осталось неуслышанной... вот такая мгновенная глухота...)
2. я скрываюсь под ником Евсеев Андрей (хотя в моем профиле указана полная информация)
3. я не являюсь сертифицированным экспертом... (ну нет меня в базе на её компе). хотя как эксперт я проходил курсы и имею сертификат

Вот с такого конструктивного диалога она решила порадовать нас своим появлением.
Далее последовало размазывание общих фраз по существу моих претензий...

PS. Сегодня появились результаты ЕГЭ по математики. Результаты однозначно неадекватные (на ушах стоит вся Челябинская область). Дети готовятся подавать апелляции. Ждем сопливых оправданий Рособрнадзора... мол произошел очередной сбой.
146. Ниронова Татьяна Борисовна, 19 июня 2012 г. 22:24:06
И у нас тоже результаты не порадовали: слёзы, возмущения и призывы подавать апелляцию... По области аж 14,4% не преодолели порог! А выше 80 баллов из 11536 человек получили всего 27! И ни одного 100-балльника...
147. Евсеев Андрей Андреевич, 20 июня 2012 г. 15:24:33
Завтра ребята, подавшие заявления, поедут апеллировать. Посмотрим...
148. Евсеев Андрей Андреевич, 23 июня 2012 г. 23:07:29
к 147..
Из четырех человек отапеллировать удалось лишь одной.
Нашел в инетренте несколько вариантов ЕГЭ по математике и критерии к С части... в общем делаем одну мало-мальскую ошибку в задании и все баллы за задачу превращаются в ноль.
только что появились результаты по физике. Результаты как и по математике низкие.
Похоже Любка-лотерейщица таким образом отмывает миллионы, потраченные на "защиту" - те самые треугольнички, которые так же появлялись в интернете вместе с заданиями. Однако... если искуственно снизить средний балл, то можно перед начальством отчитаться, что борьба оказалась эффективной. Мол меньше списывали-выкладывали, значит меньше баллов и набрали.
149. воронин владислав владимирович, 24 июня 2012 г. 13:52:31
На 148.
Ну, по математике я был в комиссии. Насчет "свирепости" критериев... да, в целом нормальные критерии. Есть и "утешительные" баллы за некую часть от решения задачи.
Заковыка в другом. Сложность задач С этого года получилась заметно повышенной -- по сравнению с прошлым годом, с позапрошлым... Балыы все этак дружно слетят вниз -- где-нибудь на десяток. По всей России. Тут ещё дело в общем балансе: вполне способные решить конкретную задачу школьники оказались в цейтноте -- и, завозившись на одной задаче, просто не успевали делать другие.

С каким намерениями они так задрали сложность -- не знаю. Или недостаточно сами оценили, насколько увеличилось суммарно потребное время на весь вариант?

Одна утешение -- баллы-то скакнут вниз у всех. Дело же, в конечном счете-то в рейтинговании, а не в абсолютной величине цифры. (Вот правда, по сравнению с результатами "вузовских" олимпиад вес ЕГЭ как способа поступления -- занижается. Может, в этом было намерение?)
Физики говорят -- и у них сложность увеличилась; и как бы не произошло аналогичное. Их результатов пока ещё не знаю.
150. Ниронова Татьяна Борисовна, 26 июня 2012 г. 14:53:30
Результаты пришли! Средний балл 51. Маловато... Правда, 50% сдававших - из общеобразовательных классов, причём, почти или совсем "двоечники". Но сейчас всем разрешено "пробовать свои силы" :-(
151. Кашаева Ольга Викторовна, 01 июля 2012 г. 10:11:41
из общеобразовательных классов, причём, почти или совсем "двоечники"


Такое возможно, сдали сами на 51 балл и выше?
152. Евсеев Андрей Андреевич, 01 июля 2012 г. 14:42:45
на 151.
"Такое возможно, сдали сами на 51 балл и выше?"

Если из общеобразовательного класса, то это вполне нормальный результат.
Двоечники-троечники, если сдавали честно, "плавают" на уровне 36-40 с лишним баллов. Ну а четверочники-пятерочники в районе 55-70 баллов. Причем достаточно 1-2 человек сдавших ЕГЭ на 80-90 баллов, чтобы средний балл резко взлетел в "гору"
153. Кашаева Ольга Викторовна, 07 июля 2012 г. 11:10:27
на 152
"Причем достаточно 1-2 человек сдавших ЕГЭ на 80-90 баллов, чтобы средний балл резко взлетел в "гору"

С этим согласна.

"Двоечники-троечники, если сдавали честно, "плавают" на уровне 36-40"

Наши двоечники-троечники, формул незнают. Какие баллы они могут набрать?
154. Евсеев Андрей Андреевич, 07 июля 2012 г. 19:50:30
На 153.
"Наши двоечники-троечники, формул незнают. Какие баллы они могут набрать?"

Инстинкт, тыкалка, везение .... на ЕГЭ это проходит
155. Серебряков Сергей Николаевич, 08 июля 2012 г. 10:54:30
"Инстинкт, тыкалка, везение .... на ЕГЭ это проходит"

Не всегда
156. Ниронова Татьяна Борисовна, 08 июля 2012 г. 12:47:23
У нас один такой "тыкальщик" ходил на "авось" (не готовилсясовсем, да и не учился) - совпадений из его "тыков" всего 7, т.е 23 балла. а егэ простым тыканием без подключения мозга больше получить невозможно.
157. Ниронова Татьяна Борисовна, 16 августа 2012 г. 14:59:40
Ведущие технические вузы России попытаются поставить заслон для троечников, претендующих на бюджетные места. Сейчас порог отсечения крайне низок, всего 36 баллов по профильной физике. Ректоры инженерных университетов и академий этим возмущены, но признают, что если из-за демографического провала набор будет под угрозой срыва, они будут вынуждены принимать даже абитуриентов с такими баллами по ЕГЭ.
http://mn.ru/society_edu/20120628/321526690.html
"...выпускники школ плохо знают физику, – считает ректор МИРЭА Александр Сигов, – если мы хотим готовить грамотных инженеров, надо поднять уровень знаний по физике и сделать ЕГЭ по физике обязательным".
http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/articles/16369
158. Серебряков Сергей Николаевич, 16 августа 2012 г. 19:59:34
Мы сдавали 8(восемь) выпускных экзаменов. И все они были обязательными, в том числе и физика.
159. Чупин Валериан Дмитриевич, 16 августа 2012 г. 20:40:45
По одному тесту (ЕГЭ) сложно делать выводы о подготовленности выпускников.
160. Евсеев Андрей Андреевич, 25 августа 2012 г. 19:09:57
на 157.
"Ректоры инженерных университетов и академий этим возмущены, но признают, что если из-за демографического провала набор будет под угрозой срыва, они будут вынуждены принимать даже абитуриентов с такими баллами по ЕГЭ."

А что возмущаться то? Не брать и все. А то вначале наберут кого попало, а потом возмущаются.
161. Зорина Татьяна Владимировна, 26 августа 2012 г. 12:21:52
А как не брать? Оставить пустыми аудитории и собственные желудки? Если не наберут, финансирование прекратится, преподавателей надо будет сокращать. Ломать - не строить, это у нас всегда быстрее и проще происходит, чем что-то создать.
162. Евсеев Андрей Андреевич, 05 сентября 2012 г. 16:39:35
на 161
"А как не брать? Оставить пустыми аудитории и собственные желудки?"

В таком случае пусть помолчат, если набранные "студенты" будут дуб-дубом... Знают кого брать. Пусть повышают конкурентоспособность своей забегаловки.

163. Зорина Татьяна Владимировна, 05 сентября 2012 г. 16:48:45
Ой, Андрей Андреевич, в Вашей школе всех берут в 10? Или отбирают?
164. Серебряков Сергей Николаевич, 05 сентября 2012 г. 21:33:12
Не знаю о других школах, а у нас из 116 девятиклассников взяли в 10-й первых 50 по рейтингу. 25 - в физико-математический, 25 - в гуманитарный (социально-экономический и социально-филологический профили). Рейтинговый отбор у нас существует уже третий год. В этом году впервые не взяли ни одного человека из других школ (своих было с избытком).
165. Зорина Татьяна Владимировна, 06 сентября 2012 г. 21:27:21
Наверное, у Вас большая школа и есть из кого выбирать. А если ученикам идти некуда? Или, другой вариант, родители уверены, что их ребенку нужно среднее образование, и всеми правдами и неправдами толкают его в 10 класс?
У нас один ученик (не совсем здоровый психически, но по документам абсолютно нормальный, т.к. бабушка - медработник, и в медкарте всё так, как она хотела) дошёл до ЕГЭ, но сдать он был не в состоянии. Все до единого учителя отговаривали родителей и бабушку, чтобы их мальчик не шёл в 10, но всё без толку.
166. Ниронова Татьяна Борисовна, 06 сентября 2012 г. 21:59:50
А у нас профильные 10-е классы по 29 человек! Вспоминаем уже время, когда по 35 человек в классе нормой было. Осталось немного!
167. Евсеев Андрей Андреевич, 07 сентября 2012 г. 10:43:41
на 168.
"Ой, Андрей Андреевич, в Вашей школе всех берут в 10? Или отбирают?"

В нашей школе брали и берут всех. Закон такой. В отличии от ВУЗов, где набор производится на конкурсной основе (о чем и говорилось выше).
168. Евсеев Андрей Андреевич, 07 сентября 2012 г. 10:49:32
на 165.
"У нас один ученик (не совсем здоровый психически, но по документам абсолютно нормальный, т.к. бабушка - медработник, и в медкарте всё так, как она хотела) дошёл до ЕГЭ, но сдать он был не в состоянии. Все до единого учителя отговаривали родителей и бабушку, чтобы их мальчик не шёл в 10, но всё без толку."

Кого то из учителей расстреляли за то что он не сдал? Уверен, никого. Зато другим, желающим пролезть "на халяву", впредь не повадно будет.
И еще вопрос. А что мешало ставить объективные оценкив течении года как текущие так и итоговые?
169. Зорина Татьяна Владимировна, 07 сентября 2012 г. 20:11:53

А что мешало ставить объективные оценкив течении года как текущие так и итоговые?


Не знаю, в этом классе не работала. Наверное, жалели.Но две недели как-то заменяла, и поставила этому мальчику заслуженную двойку. Так ему так плохо стало (правда, не на уроке, а после него), что прямо скорую надо было вызывать.
А мальчик спокойный, вежливый, но благодаря бабушкиным стараниям абсолютно беспомощный. Для него даже отыскать мамин номер в собственном телефоне и позвонить - трудная задача. В коррекционной школе он, может быть, как-то бы социализировался.
170. Евсеев Андрей Андреевич, 07 сентября 2012 г. 20:28:45
на 169.
"Так ему так плохо стало (правда, не на уроке, а после него), что прямо скорую надо было вызывать."

Не думаю, что после двух двоек за ЕГЭ ему легче было... Ну и кого мама с бабушкой обманывали?
171. Зорина Татьяна Владимировна, 08 сентября 2012 г. 18:51:31
Не двух, а пяти. Кроме русского и математики, он сдавал историю и обществознание. И пересдавал математику. Почему-то бабушка (она у них в семье диктатор) была уверена, что внук эти предметы сдаст.
172. Евсеев Андрей Андреевич, 08 сентября 2012 г. 21:18:07
на 171.
"Почему-то бабушка (она у них в семье диктатор)..."

Уверен, большей частью своих болячек (как психических так и физических) парнишка обязан самодурству этого существа.
173. Зорина Татьяна Владимировна, 08 сентября 2012 г. 21:25:29
У мальчика, похоже, аутизм. Второй ребенок в семье абсолютно нормальный.
174. Степанова Нонна Владимировна, 14 сентября 2012 г. 3:06:08

А у нас профильные 10-е классы по 29 человек! Вспоминаем уже время, когда по 35 человек в классе нормой было. Осталось немного!



а у нас в профильных по 32-33 чеовека уже...
175. Ниронова Татьяна Борисовна, 14 сентября 2012 г. 13:37:04
174. Вот, я и говорю! К чему мы движемся?